Сколько и каких автобусов произвели и купили в Украине в 2018 году

Украине насчитывается с десяток производителей автобусов – рассказываем о том сколько и каких автобусов они выпустили в 2018 году, а также о том, какие автобусы покупали в прошлом году украинские города.

В нашей стране насчитывается около десятка предприятий, которые занимаются выпуском автобусов: Автосборочный завод №1 в Луцке принадлежит корпорации «Богдан Моторс»; два завода, выпускающих автобусы – в Борисполе и Чернигове входят в корпорацию «Эталон»; ООО «СП «Электронтранс» является дочерней структурой концерна «Электрон». Кроме этих предприятий автобусы выпускают ЧАО «Запорожский автомобилестроительный завод», АО «Черкасский автобус», ПАО «Завод «Часовярские автобусы», ООО «СтрийАвто», а также научно-исследовательский институт «Укравтобуспром». В начале осени 2018 года о возобновлении своей работы заявил Львовский автобусный завод. Ранее выпуском автобусов занимался также Херсонский автобусный завод «АнтоРус».

Производство

Шесть украинских производителей автобусов входят в состав ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром», которая на своем сайте опубликовала статистику выпуска автобусов в 2018 году. Согласно с этой статистикой, предприятия, входящие в ассоциацию, в 2018 году суммарно выпустили 831 автобус. Это на 25 автобусов больше, чем в 2017 году, прирост производства составил 3,4%.

Больше всего автобусов в 2018 году выпустило АО «Черкасский автобус», который выпускает автобусы под маркой «Ataman». За январь – декабрь 2018 года автозавод в Черкассах выпустил 441 автобус. По сравнению с 2017 годом, когда было выпущено 382 автобуса, производство тут возросло на 15,4%. Свои автобусы АО «Черкасский автобус» реализовывало не только в Украине – 40 автобусов «Ataman» А092Н6 было произведено для грузинского города Батуми, в котором украинский производитель победил в тендере на поставку автобусов.

Корпорация «Эталон» – на втором месте по производству автобусов. На Черниговском автозаводе в 2018 году было произведено 188 автобусов против 178 в 2017 году. Прирост производства составил 5,6%. Завод выпускал в основном автобусы на базе индийских шасси фирмы «Ashok Leyland». Другой завод «Эталона» по производству автобусов – в Борисполе, в 2018 году, правда, не выпустил не одного автобуса – в корпорации заявили, что этот завод будут заниматься капитальным ремонтов автобусов «Эталон», выпущенных в прошлые годы

В 2019 году, возможно, корпорация «Эталон» увеличит выпуск автобусов – в конце декабря корпорация презентовала новый автобус А122.10 «Астра», схожий по дизайну и конструкции с троллейбусом Т121 «Барвинок». Благодаря появлению нового низкопольного автобуса большого класса корпорация может включиться в борьбу за муниципальные заказы на городские автобусы.

 

 

На третьем месте по производству автобусов в 2018 году оказался завод «Часовярские автобусы», который выпускает микроавтобусы под брендом «Рута». В 2018 году он выпустил 107 автобусов – на 17 больше, чем в 2017. В прошлом году завод переориентировался с производства микроавтобусов на базе шасси российских «Газелей» на шасси других производителей, а также освоил выпуск автобусов среднего класса на базе шасси индийской фирмы «Ashok Leyland».

На четвертом месте – производитель автобусов, который не входит в ассоциацию «Укравтопром». Это львовское ООО «СП «Электронтранс», дочерняя структура концерна «Электрон». Это предприятие в 2018 году смогло выпустить 60 автобусов большого класса – 10 для Ужгорода и 50 для Львова.

Концерн «Богдан», в состав которого входит Автосборочный завод № 1 в Луцке в 2018 году смог выпустить всего 50 автобусов (из них 18 – большого класса для Ивано-Франковска) и оказался на пятом месте. Объемы выпуска автобусов на этом предприятии, по сравнению с 2017 годом, упали более чем в два раза – в позапрошлом году завод выпустил 110 автобусов.

Запорожский автомобилестроительный завод за 2018 год выпустил 45 автобусов и оказался на шестом месте, причем выпуск автобусов происходит в Мелитополе на базе тамошнего моторного завода. В 2017 году предприятие выпустило 44 автобуса. Сейчас предприятие выпускает в основном автобусы среднего класса под брендом «I-Van». Спросом у частных перевозчиков, к сожалению, пользуются в основном автобусы А07А на шасси индийских грузовиков «Tata», а не более совершенные частично низкопольные автобусы среднего класса А10С. В руководстве ЗАЗа, правда, в прошлом году заявляли о возможностях организации выпуска автобусов большого класса.

К сожалению, данных о выпуске автобусов предприятиями «СтрийАвто», «Укравтобуспромом» и Львовским автобусным заводом нет. Известно, что «СтрыйАвто» сейчас в единичных масштабах выпускает автобусы на базе шасси европейских малых грузовиков.

Итак, согласно с опубликованными данными, всего в Украине в 2018 году был произведен 891 автобус. Фактически половина – 49,5% украинских автобусов выпущена в Черкассах, на втором месте – Черниговский автозавод, который выпустил 21% всех украинских автобусов.

Закупки

Если говорить о закупках пассажирских автобусов украинскими городами, то, к сожалению, львиная доля закупленных в 2018 году автобусов для муниципальных перевозчиков —  не украинского, а белорусского производства.

Лидером по закупкам автобусов для коммунального автопредприятия стал Львов. Этот город по лизинговому договору с «Укргазбанком» приобрел 150 новых автобусов большого класса – сотню белорусских автобусов МАЗ 203.069 и 50 автобусов «Электрон» А185. Белорусские машины обошлись городу по 122 тысячи евро, а украинские – по 147 тысяч евро – такие цифры в сентябре 2018 года озвучил заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Львовского городского совета Андрей Белый. Отметим, что Львов также рассматривал возможность закупки турецких городских автобусов «Temsa», однако белорусы предложили более низкую цену. Отметим еще такой момент: комментируя закупку белорусских автобусов городской голова Львова Андрей Садовый «выдал» местного производителя, заявив, что 50 автобусов – это максимальные возможности этого предприятия.

На втором месте по количеству закупленных коммунальных автобусов большого класса Запорожье. В этот город в 2018 году прибыло 50 новых белорусских автобусов большого класса.

На третьем месте по закупкам коммунальных автобусов оказался Ивано-Франковск – он в 2018 году получил 18 новых автобусов «Богдан А701». Отметим, что Ивано-Франковск фактические единственный из украинских городов, который покупал автобусы исключительно за бюджетные средства. Правда, новых автобусов для Ивано-Франковска в 2018 году должно было быть не 18, а 30, так как весной по результатам тендерной процедуры город заказал у «Богдана» 24 новых автобуса. Однако, по ряду причин покупатель и производитель договорились, что город получит автобусы двумя партиями по 12 машин.

Четвертое место по количеству закупленных для города коммунальных автобусов занял Житомир – он в 2018 году получил от белорусского производителя 17 автобусов среднего класса МАЗ206. Изначально, правда, планировалось приобрести не 17, а 40 таких автобусов. Однако во время поставок первой партии выяснилось, что автобусы не полностью соответствуют заявленной комплектации и 11 сентября 2018 года Житомирский городской совет принял решение о приостановке поставок.

Пятое и шестое место по закупкам коммунального автотранспорта поделили между собой Ужгород и Кропивницкий. Столица Закарпатья получила в 2018 году 10 новых украинских автобусов «Электрон» А185, а Кропивницкий – 10 белорусских автобусов МАЗ206.

Кривой Рог в 2018 году приобрел три автобуса МАЗ103, которые работают на сжиженном газе, а Рубежное – один автобус ЛАЗ A183F0, который был выпущен еще в начале 2010-х годов.

Таким образом, коммунальными перевозчиками в 2018 году было приобретено всего 259 автобусов. Из них только 79 (30,5%) – украинского производства. Таким образом, львиная часть средств на обновление коммунальных автопарков досталась белорусскому автопроизводителю. «Пассажирский транспорт» ранее анализировал такую ситуацию на рынке автобусов большого класса. В первую очередь это связано с тем, что украинские автобусы, как ни странно, дороже чем белорусские. Для примера – цена автобуса большого класса «Богдан А701» для Ивано-Франковска составила около 130 тыс. евро, цена автобусов «Электрон» А185 для Львова – 147 тыс. евро, а для Ужгорода – и вовсе больше 165 тыс. евро. В тоже время, белорусы, при больших объемах поставки, предлагают автобусы аналогичного класса по цене 120 – 125 тыс. евро. Кроме того, условия лизинга их автобусов значительно привлекательнее, чем украинских. Возможно, в 2019 году доля новых украинских автобусов большого класса в продажах украинским городам увеличится в связи с тем, что корпорация «Эталон» начнет серийный выпуск автобусов «Астра» А121. Они, в отличии от автобусов «Богдана» и «Электрона», построены на базе более дешевых агрегатов индийского производителя, хотя также соответствуют экологическому стандарту «Евро-5».

Нужно отметить, что несколько коммунальных перевозчиков в 2018 году приобрели автобусы большого класса, правда не новые, а «бэушные». Для примера, коммунальные перевозчики Каменского (бывший Днепродзержинск) приобрели для обслуживания городских маршрутов автобусы большого класса MAN A21 NL223, которые раньше принадлежали львовскому автоперевозчику «Успех БМ». Кроме этого автобусы большого класса приобрели у частных перевозчиков Днепропетровской области.

Пополнять свой коммунальный автобусный парк за счет «бэушных» автобусов будет и Тернополь. В 2018 году сюда прибыл первый автобус модели MAN A21 из Австрии – его приобрели в качестве пробной закупки. В начала 2019 года город должен получить 20 таких автобусов. За них он заплатит 408 тыс. евро. Обслуживаться автобусы будут в троллейбусном депо КП «Тернопольэлектротранс», которое имеет опыт работы с автобусами большого класса, так как уже давно обслуживает три автобуса ЛАЗ А191, которые курсируют на автобусном маршруте 1а.

Точных данных о том, сколько подержанных автобусов большого класса в 2018 году завезли в Украину частные автоперевозчики нет, во время итоговой пресс-конференции корпорации «Эталон» один из ее топ-менеджеров Вадим Шкарупин назвал цифру около тысячи автобусов.

По данным Министерства инфраструктуры Украины в рамках программы «Городской общественный транспорт Украины» за счет кредитных средств Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития города Украины планируют приобрести 227 новых автобусов. Кроме этого, приобретение автобусов большого класса планируется и за счет договоров лизинга. Будем надеяться, что украинским производителям удастся освоить хотя бы часть этих кредитных средств и они не уйдут снова

Есть правда, один сегмент рынка, где именно украинские производители автобусов доминируют – это рынок школьных автобусов. Согласно с информацией Министерства образования и науки Украины, в 2018 году в государственный и местные бюджеты было заложено в общей сложности 460,73 млн. грн. на приобретение школьных автобусов. При средней цене школьного автобуса среднего класса в 1,85 млн. грн. за эти средства смогли купить более 200 школьных автобусов. Отметим, что лидерами по продаже школьных автобусов являются те же производители, которые лидируют по общему выпуску автобусов – это «Черкасский автобус» и корпорация «Эталон». А российские школьные автобусы ПАЗ, которые продавались в Украине под брендом «Мрия» были вытеснены с украинского рынка в 2017 году.

Источник: traffic.od.ua/news/busua/1210926